Синдром «выученной беспомощности»

Беспомощность выученная – состояние, возникающие у человека и животных после достаточно длительного аверсивного* воздействия, избежать которого  не удается. Основная характеристика беспомощности выученной – тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает пытаться решить даже разрешимые для него задачи.

Говоря коротко, выученная беспомощность заключается в том, что человек чувствует себя беспомощным перед воздействием на него внешнего мира. Он уверен, что не в силах повлиять на обстоятельства, не может контролировать свою жизнь.

Проводились опыты сначала на собаках, а затем на людях.

Были три группы, одна обычная с ней ничего не делали, вторая ударяли током, но при этом разрешали выскочить, и третья группа их ударяли током и не позволяли покинуть вольер.

После некоторого времени их посадили в вольер с низким бортиком, через который без труда можно выскочить, первая группа без труда покидала вольер, вторая группа еще более успешно, а третья группа собак вжималась в пол вольера, скулила и терпела, не двигаясь с места – это и есть синдром выученной беспомощности.

После провели опыт с людими выяснилось то же самое, только люди еще больше не верили, если долго терпеть возникает психосоматика, в том числе и рак.

Дональд Хирото, молодой американский психолог, в 1971 году попытался проверить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей [Hiroto, 1974].
Хирото придумал следующую схему эксперимента.

Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была – искомая комбинация существовала.  У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали – неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.

Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки – звук прекращался.

Эксперименты Хирото доказали две важные вещи.

Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук – просто сидели и ждали, когда все кончится. .

 

Происходит фактически формирование условного рефлекса.

Для  80% населения  пестуется это состояние социальной беспомощности, для того что бы обеспечить работу социальных структур и можно было управлять народом как биомассой.


Запись опубликована в рубрике Личностный рост, Новости, Руководство и Лидерство с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.